Александр Николаевич Устинов

Александр Николаевич Устинов

А. УСТИНОВ: «Я ПРОСТО ТАК ЖИВУ»
В Московском художественно-промышленном университете имени Строганова открылась выставка Заслуженного художника России академика ПАНИ Александра Николаевича Устинова, который возглавляет кафедру монументально-декоративной живописи.

— Художник – на гребне волны времени, — такую оценку экспозиции дал ректор университета С. В. Курасов, — картины Устинова заставляют современную молодёжь задуматься о вечности, ведь у художника много работ на библейскую тему, которую автор исследует и предлагает нам прикоснуться к тому, что так далеко ушло от нас в глубь веков.

Нельзя не обратить внимание на авторский почерк в живописных творениях и графических листах, на которых главная героиня «подчёркнуто раздета». Художник восхищается красотой женского тела, а вместе с ним и мы, обнаруживая в себе созвучие к естественности.

Проректор университета по научной работе Н. К. Соловьёв обратил внимание на разнообразие жанр и форм, используемых Александром Устиновым, отметив очевидное: «Художник находится в поиске, как и любой мастер. Пробуксовка на месте есть творческая смерть».

— Разнообразие и есть целое, — таким афоризмом обобщил он свои впечатления от экспозиции.

В выставочном зале университета имени Строгонова среди устиновских творений есть те, которые мастер создал десятки лет назад, но большинство полотен (он монументальный живописец) сотворено в последние годы. Одни из самых «свежих» — концептуальные экзерсисы: «Вивальди» и «Паганини». Автор показал лишь руки великих музыкантов. Через них – мощная сила творцов, непостижимая экспрессия. С творческой задачей Александр Устинов справился предельно лаконичными средствами, используя тушь и акрил, он доводит до совершенства пластический образ, говорящий зрителю куда больше, нежели обычный портрет. Впрочем, портрет можно подать тоже не менее пластично.

Действительно, для решения художественных задач нельзя изобрести какой-то один универсальный способ, и Александр Устинов как человек, живущий в сегодняшнем обществе, отражает его с разных сторон и, опираясь на исторические корни цивилизаций, знакомит нас со своим восприятием того, что происходит сейчас, и уже отталкиваясь от «сейчасного», анализирует его средствами изобразительного искусства.

Коллеги Устинова по монументальному цеху говорят о его собственной школы гранд-живописи, правда, её истоки, возможно, возникли ещё в то время, когда он сам учился у педагогов Г. М. Коржева, В. К. Замкова, А. А. Комарова в учебном заведении, которое раньше называлось высшим художественно-промышленным училищем. В каких только техниках ни пробовал себя Александр. Ему интересны были и мозаика, и роспись, и маркетри, и витраж, и металл, и страффито. Его работы украшают интерьеры и экстерьеры в Новосибирске, Москве, Калуге, Братске, Иркутске, Благовещенске, Ташкенте. Им выполнены мозаики для Спасских и Никольских ворот Московского Кремля.

Художник никогда не изменяет своему кредо: искусство – не профессия, не имитация жизни и не её изображение. Искусство – это сама жизнь. И будет неправильно говорить: «Я занимаюсь искусством» — я просто так живу.